РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Фонематический слух - основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь).

Это умение называется фонематическим слухом.

При нарушении фонематического слуха ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Задача взрослого – всеми силами стимулировать, помогать и развивать речь, начиная с раннего возраста.

Как же развить фонематический слух уже в раннем детстве?

Для начала, потренируйтесь с детьми выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, звуки животных и птиц). Потом можно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребёнок должен различать такие понятия как - гласные и согласные звуки и т. д.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни - уже на третьей неделе ребёнок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырёх месяцев ребёнок начинает подражать звукам, к полугоду различает своё имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ещё далека от совершенства, ребёнок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесённый звук в речи взрослых, но собственное произношение ещё не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребёнка самостоятельно определять неверно произнесённый звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трём годам, то ребёнок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвёртом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребёнок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Первый этап - узнавание неречевых звуков

Угадай, что звучало

Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?

Шумящие коробочки

Вместе с детьми насыпьте в коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемой коробочки, что внутри.

Волшебная палочка

Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать стакан, стол, кубик, миску. Потом усложните задание - дети отгадывают с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Жмурки

Ребёнку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Похлопаем

Дети повторяют ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Два зайчика

На столе два игрушечных зайчика – большой и маленький. Педагог объясняет и показывает, как играет на барабане большой зайчик, у которого много силы – ГРОМКО И СИЛЬНО, и как маленький зайчик – ТИХО. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны определить и показать, который из зайцев только что играл (эту игру можно разнообразить, заменяя зайцев куклами, разной величины, и другими предметами).

Второй этап - различение звуков речи по тембру, силе и высоте

Громко-тихо

Договоритесь, что дети будут выполнять определённые действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Например, вы говорите слово громко, дети поднимают руки в стороны, а если тихо – касаются пальцами рук носа.

Кто сказал, мяу?

Игрушечный котёнок показывается детям, педагог просит запомнить, послушать внимательно, как он мяукает, когда находится близко (громко), и когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети определяют, близко или далеко мяукает котёнок. Затем сами дети мяукают по сигналу педагога: «близко», «далеко».

Узнай по голосу

Перед детьми выкладываются картинки с изображением домашних животных и их детёнышей: коровы и телёнка (му-му); козы и козлёнка (бе-бе); свиньи и поросёнка (хрю-хрю); гуся и гусёнка (га-га); кошки и котёнка (мяу-мяу) и т д. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (телёнок). Дети, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находят и поднимают соответствующую картинку (например, коровы или телёнка).

Третий этап - различение сходных между собой по звучанию слов

Слушай и выбирай

Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом; рак, лак, мак, бак; коза, коса; лужи, лыжи; мишка, мышка, миска). Взрослый называет предмет, а ребёнок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Верно-неверно

Взрослый показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача детей - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. Затем педагог показывает чистый лист бумаги и называет: Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака – гумага – бумага. Усложнение этой игры состоит в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала предлагают поднять красный кружок, если услышишь неверное слово, зеленый, если слово произнесено, верно, и т.д.

Четвёртый этап - различение слогов

Похлопаем

Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с детьми произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить детям самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Что лишнее?

Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый этап - различение звуков

Объясните детям, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть. Комарик - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр. Взрослый произносит звук, а дети отгадывают, кто (что) его издаёт.

Похлопаем

(начинаем с гласных звуков) Взрослый произносит ряды звуков, а ребёнок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Звук заблудился

Дети должны отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла по дороге вдоль села.

Доски на гору везём, будем строить новый ком (дом).

Мишка плачет и ревёт: просит пчёл, чтоб дали лёд (мёд)

Шестой этап - освоение навыков анализа и синтеза

Сколько звуков

Взрослый называет один, два, три звука, а дети на слух определяют и называют их количество. На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа).

Детям раздаются по несколько – одноцветных кружков или палочек. Педагог произносит один, два или три гласных звука, например: А, ау, иау и т.д. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнёс педагог.

У детей на столах лежат по три кружка. Уславливаемся, что красный кружок обозначает звук (А), желтый (У), зеленый (И). Затем педагог произносит сочетание из этих звуков, сначала по два звука – ау, уа, уи, аи… Затем по три звука – ауи, иау, аиу…..

Дети раскладывают на столах кружки в определённых сочетаниях и в нужном порядке. Дети должны отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышали.

Похлопаем

Взрослый проговаривает ряды слов, а дети должны хлопнуть, когда услышат слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – хлопнуть на заданную фонему в конце слова или в середине.

Отгадай слово

Детям предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук [Л] (.апа; мы. о; .ук; ку. ак и т. д.) .

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА