АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДОМА

Ребёнок учится произносить звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляции. Точность, сила, объём движений развиваются у ребёнка постепенно.

Ваш малыш неправильно произносит некоторые звуки? Значит у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Взрослые могут помочь ему в этом проведением артикуляционной гимнастики.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

  • Артикуляционные упражнения следует проводить ежедневно, в некоторых случаях несколько раз в день в течение 3-5 минут.

  • Артикуляционную гимнастику следует проводить сидя. Для того чтобы ребёнок мог лучше контролировать свои движения, целесообразнее выполнять упражнения перед зеркалом. Вначале показывайте на себе, как правильно делать упражнение. После этого выполните его синхронно с ребёнком

  • Каждое упражнение выполняется 6 – 8 раз

  • Взрослым, самим имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.

  • Необходимо соблюдать последовательность: не предлагайте детям вначале сложных заданий, а постепенно переходите от упражнения к упражнению, от простого – к более сложному.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет своё название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали.

Во-первых, название вызывает у ребёнка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно лишь назвать его.

Статические упражнения

Динамические упражнения

Это упражнения, где ребёнок выполняет определённый уклад, позу щёк, губ, языка, вырабатывает подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.

«Заборчик» - губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним зубам.

«Часы» - открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе.

«Окошко» - учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.

«Вкусное варенье» - Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу.

«Чашечка» - широко раскрыть рот. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

«Качели» - Высунуть узкий язык изо рта. Попеременно тянуться им то к носу, то к подбородку.

«Блинчик» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. следить, чтобы язык не дрожал.

«Маляр» - Широким кончиком языка, как кисточкой, «красить» твёрдое и мягкое небо («потолок»), производя движения вперёд-назад.

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДОМА