ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Фонематический слух - это умение слышать звуки, различать их и правильно произносить. Очень часто дети заменяют одни звуки другими, это происходит не потому, что они не умеют их произносить, а связано с тем, что они просто не видят разницы в достаточной степени. Несформированность фонематического слуха ведёт не только к неправильному звукопроизношению, но и к проблемам на письме.

Фонематический слух формируется в период от года до четырёх лет.

Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2 – 4 недели от момента рождения, а уже к концу второго года жизни (при понимании речи) пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Только при наличии фонематического слуха возможно понимание смысла отдельных слов. Поэтому фонематический слух ещё называют смысловым.

Чтобы определить уровень развития слуха, нужно обратиться к специалистам медицинских учреждений: Отоларинголог - это врач, который занимается профилактикой и лечением заболеваний уха, горла и носа, или сурдолог - это специалист более узкой направленности (только по нарушениям слуха) выявляет уровень развития речевого слуха и уровень фонематического слуха. Сильное снижение речевого слуха является причиной алалии (отсутствие речи) у детей.

Сформированный фонематический слух предполагает развитие многих умений, основные из которых следующие:

  • слышать отдельные звуки в слове, разделять слова на звуки и составлять из заданных звуков слова;

  • различать на слух все звуки языка, относящиеся к разным фонемам, не смешивая, их друг с другом;

  • соотнести услышанный звук с определённой фонемой языка.

Важно заметить, что формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем.

Фонематический слух ещё называют смысловым. Только при наличии фонематического слуха возможно понимание смысла отдельных слов.

Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

Поиграем

Поймай нужный звук хлопком

Если услышишь звук [К] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [К]ран, мор[К]овь, шалаш, ботино[К].

То же с любыми другими звуками:

[С] – собака, краски, лошадь, носки, нос…

[Ш] – кошка, шапка, маска, подушка…

[Л] – лопата, кора, слова, плов…

[Р] – руки, лапки, Родина, полка, кружка…

 

Придумать слова на заданный звук

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и, э) – арбуз, обруч, улитка, иголка, эскимо и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.д.)

Определить место звука в слове

Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок.

[П] – пол, лапка, стоп…

[К] – сокол, лак, крыша…

[С] – солнышко, паста, нос…

[Ш] – шапка, кошка, душ…

[Ч] – чайник, кочка, ночь…

[Щ] – щётка, щенок, помощь…

[Л] – луна, полка, стул…

[Р] – паровоз, пар, роза…

Повторение цепочек слогов

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твёрдые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребёнок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно даётся повторение трёх слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са, са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.

Примеры слоговых цепочек:

Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа

(Аналогично с другими парами звуков).

Отхлопать слоги со звуком [Б] в ладоши, а со звуком [П] по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и др.

 

Назвать слово со звуком [Б]: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. То есть даётся три слова, среди которых только одно с заданным звуком.

Кто внимательнее

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребёнок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук [З]. Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

Угадай слово

Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребёнок должен назвать слово целиком.

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребёнок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

Например: с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с.

Р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы.

П-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т, л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и др.

Произнеси по порядку все звуки в слове.

Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м.

Четвёртый лишний

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребёнком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребёнок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трёхсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

Сто вопросов - сто ответов со звука [А] ([И], [В]…) – и только с этого (игра с мячом).

Бросаете мяч ребёнку и задаёте ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Пример:

-Как тебя зовут?

-Ира.

-А фамилия?

-Иванова.

-Откуда ты приехала?

-Из Иркутска

-Что там растёт?

-Инжир.

Цепочки слов

Эта игра - аналог всем известной игры «Города». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает своё слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?

Починим испорченный телефон

Играть лучше всего втроём или ещё большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры «Испорченный телефон». Первый участник тихо и не очень отчётливо произносит слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово «по телефону».

Последний участник должен произнести слово вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что «накопились» в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребёнком правильно.

Не ошибись

Взрослый показывает ребёнку картинку и громко, чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку как правильно, так и с ошибками, а ты внимательно слушай. Когда услышишь ошибку, хлопни в ладоши». «Вагон - вакон - фагон – вагом».

Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: «Бумага - пумага - тумага - пумака – бумака». Игра очень нравится детям и проходит весело.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Будь внимателен

Взрослый раскладывает перед ребёнком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак – лак, мак - бак, сок - сук, дом - ком, лом - сом, коза - коса, лужа - лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребёнок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).

Подбери по звучанию

Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребёнку по одной картинке, просит поставить её под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:

ком бак сук ветка каток горка

дом рак лук клетка платок корка

сом мак жук пятка листок норка

лом лак бук плётка моток марка

Тихо и громко

Поочерёдно звучит то тихая, то громкая музыка; ребёнок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую - топает ногами.

Варианты:

- можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки;

- использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький - тихо;

- на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне;

- на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую - узкие и более бледные;

- найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.

Ударь в бубен

Материал: бубен, карточки с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.

Детям предлагают отбить бубном ритм, нарисованный на карточке полосками (длинные полоски - медленные удары, короткие - быстрые).

Варианты:

- полоски могут обозначать громкость; тогда дети ударяют в бубен то тихо, то громко.

Определи, что слышится

Из-за ширмы доносятся различные звуки: переливающейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой - тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стол ключа, судейского свистка, звонка будильника, шумовые баночки с крупой и др. Нужно определить, что слышится.

Варианты:

- возможно одновременное звучание двух-трех различных звуков (шумов).

Повтори

Педагог производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой. Ребёнок должен запомнить и повторить.

Быстро и медленно

Материал: кукла, барабан.

Ребёнку предлагают передвигать куклу под удары барабана (количество шагов и темп соответствуют ударам). Например: три коротких быстрых удара, два медленных, два коротких быстрых удара.

Для создания интереса можно предложить довести куклу до площадки, на которой лежит лакомство или стоит стакан сока. Кукла (а значит, и ребёнок) получает заслуженную награду.

Слушай и выполняй

Взрослый называет несколько действий, но не показывает их. Дети должны повторить эти действия в такой последовательности, в какой они были названы. Например:

1) повернуть голову направо, повернуть голову вперед, опустить голову вниз, поднять голову;

2) повернуться налево, присесть, встать, опустить голову.

Магазин

Игра на выделение звука на фоне слова.

Задание: Незнайка пошёл в магазин за фруктами, пришёл в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [Ль]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [Ль].

Покажите ребёнку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или на любой другой звук.

Живая азбука

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их по своим «дорожкам». Выигрывает тот, кто подберёт больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ