КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ?

Мамы и папы с интересом наблюдают за своими детьми, с нетерпением ждут первых слов. Но порой они долго не появляются, либо речь наполнена отдельными звуками. Некоторые родители замечают, что дети неправильно выговаривают слова или искажают их, но не знают, когда ребёнку нужен логопед и при каких проблемах. Часто мамы и папы обращаются к специалисту лишь, когда ребёнка оставляют на второй год в школе или вынуждают покинуть сад/школу из-за отставания в развитии, основой которого является речь

Когда обращаться к логопеду с ребёнком, чтобы избежать

проблем в будущем.

Первая реакция новорождённого малыша — это крик. После он трансформируется в гуление — издавание отдельных звуков. К полугоду младенец уже лепечет, то есть произносит подобия слогов. Он уже может с их помощью выражать свои требования и желания. Первый этап активной речи начинается с года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения. Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять фразы из четырёх слов.

В два, три года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихотворения.

В три года появляются свистящие звуки [С], [Сь], [3], [Зь], [Ц], но они не всегда чисто произносятся.

В четыре года появляются шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ], дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.

В пять-шесть лет появляются самые сложные звуки — сонорные, к ним относят [Л], [Ль], [Р], [Рь]. Дети всё лучше овладевают речью, уже практически не допускают в речи ошибок.

К семи годам малыш выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.

Рекомендуемый возраст для визита к учителю-логопеду?

Обращаются к специалисту по разным причинам. Иногда это не выговаривание звука, в других случаях — длительное молчание малыша. То, с какого возраста нужен логопед ребёнку, зависит от конкретной проблемы.

Основной повод для беспокойства — отсутствие речи. В норме дети начинают говорить с года. Не стоит переживать, если слова появятся чуть позже. Считается критичным возраст два с половиной года. Если к 2,5 годам малыш не заговорил либо в его речи всего несколько слов, то имеет место задержка речевого развития. Специалист проведёт диагностику речевого развития, убедится в нормальном развитии малыша, подскажет нюансы текущего состояния речи, на что стоит обратить внимание. И здесь рекомендуется комплексное обследование у специалистов.

Многие не задумываются над тем, в каком возрасте нужно обращаться к логопеду с ребёнком, считая, что речь сформируется сама. Что в детском саду или в школе учителя исправят все проблемы.

Проводя логопедическое обследование, напоминающее разностороннее тестирование способностей малыша. Специалист проверяет, есть ли понимание речи, выполняет ли ребёнок простые инструкции, сколько слов в его речи, умеет ли он изменять слова по числам и т. д.

Поводы для обращения к логопеду.

Чаще всего родители решают идти к логопеду с ребёнком, если тот не выговаривает несколько звуков. Дети могут заменять звуки, искажать или вовсе не произносить. В ходе обследования логопед проверяет не только умение правильно произносить звуки речи, но и другие стороны речевого развития:

  • Грамматику;

  • Лексику;

  • Умение выделять звуки и различать их.

Обязательно изучается артикуляционный аппарат малыша (губы, зубы, нёбо, язык, уздечка и т. д.). Так как некоторые анатомические особенности могут мешать правильному формированию речи. В таком случае показана консультация ортодонта или хирурга.

Настораживать должны перестановки слогов или их проглатывание в 2,5 года. Например, ребёнок говорит: «ееко» вместо «сердечко», «фрукты-укы, собака - ахака, зебра - хеха» или «Мака куфа кофета» вместо «Маша кушает конфету».

Если помимо звуков, у обследуемого нарушены другие компоненты, то ему ставится заключение «общее недоразвитие речевого развития». Нельзя точно сказать, сколько потребуется времени для коррекции. Обычно на неё уходит от года до трёх лет.

Нарушения звукопроизношения включают в себя только проблемы со звуками. Дети могут искажать их, пропускать или заменять. Например, вместо [К] произносить [Т], вместо [Ш] говорить [С]. Часто наблюдаются искажения. Например, свистящие произносятся таким образом, что кончик языка находится между зубами.

Очень часто неправильное произношение возникает из-за путания звуков (несформированности фонематического слуха). Таким детям тяжело даются задания на выделение звука, определение его места в слове, на различение звуков.

В случае задержки речевого развития своевременная поддержка поможет быстрее справиться с проблемой.

Нужен ли логопед ребёнку в 5 лет? Он может понадобиться если ребёнок неправильного произносит звуки [Л], [Р], [Рь], «рычит» горлом, что даёт дефектное звучание.

Ещё одно возможное нарушение речи — это заикание. Дети начинают растягивать звуки или «спотыкаться» на звуках, слогах. Появление таких симптомов требует незамедлительной консультации специалистов (логопеда, невролога) для различения сложного речевого нарушения от физиологических запинок вследствие формирования речи.

Зачастую помощь учителя-логопеда требуется в школьном возрасте. У детей данной возрастной группы возникают проблемы с чтением, письмом и арифметикой. Ученики путают буквы, пропускают их, слитно пишут слова в предложении, неправильно прочитывают слоги, слова и прочее.

Всё это необходимо своевременно исправлять, так как в дальнейшем такие проблемы серьёзно осложняют жизнь ребёнка, вплоть до оставления на второй год.

КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ?