ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Как вы думаете, что умеют делать наши пальчики?

  • Держать карандаш;

  • писать;

  • разговаривать;

  • сказать: «Победа!»

  • набрать телефонный номер;

  • наши пальчики могут всё... - значит... они... волшебные? Умелыми детские пальчики становятся не сразу.

Выполняя пальчиками, различные игровые упражнения и разминка дома, в детском саду, во дворе, в лесу (с самого раннего возраста), ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благотворное влияние на развитие речи детей, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Талантом нашей народной педагогики являются игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая», «Мальчик-с-пальчик, где ты был» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие взрослые видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие.

Простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношения многих звуков, а значит - развивать речь ребёнка.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых в медленном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличиваются.

Указания должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими.

Во время проведения пальчиковых игр учитываются индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение и возможности.

Каждое занятие имеет свое название, проводится в течении нескольких минут, два-три раза в день.

Чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без труда, чтоб игра была в радость.

Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, соломы и т.д.)

Особое место в развитии тонкой моторики занимает систематическая работа с ножницами (резание по контуру, вырезание предметов по контуру «на глаз»).

Пальчиковая гимнастика – это весёлое, увлекательное и полезное занятие!

Целью «пальчиковой гимнастики» становится развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии возникают различные образы предметов, явлений, а левом находят своё словесное выражение, чем крепче эта взаимосвязь, тем активнее мыслительные процессы, точнее внимание, мышление.

Развитие речи

Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительная и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подача материала имеет соответствующий ритм, который помогает координировать речь и движения. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Первое время ребёнок повторяет только движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребления различных грамматических форм. Позже ребёнок будет сам стремиться озвучить свои действия.

Развитие памяти

Играя, пальчиками, ребёнок развивает память, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Малыш легче и разучивает и запоминает потешку, стихотворение, сказку уже после нескольких прочтений. Текст, подкреплённый действием, запоминается очень быстро и надолго, в несколько раз быстрее, чем при обычном прочтении. Ребёнок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом.

Подготовка руки к письму

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Сильные, умелые, ловкие пальчики малыша – это залог его будущих успехов в письме, рисовании, рукоделии, конструировании. Руки ребёнка ещё не слишком скоординированы, а умственное развитие малыша опережает его графические навыки.

Развивается внимание и воображение

Важнейшим способом обучения и развития ребёнка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врождённой способностью и ведущим видом деятельности. Но подражание не у всех детей развито одинаково. Это зависит от умения удерживать внимание. «Пальчиковая гимнастика» - это хороший способ развить внимание, научить концентрировать и правильно распределять его.

Поначалу детский взгляд притягивает движение. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в образы. Иногда нет нужды изображать на пальцах глазки и носики, их дорисует воображение ребёнка. Невероятная фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

«Пальчиковая гимнастика» - это замечательный материал для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП), начиная от счёта и заканчивая такими категориями: вправо- влево, выше – ниже, дальше - ближе, длиннее-короче, больше – меньше, день - ночь и т.д. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами. Поэтому они наглядны и доступны малышу.

Нежные, маленькие, тёплые, ладошки Малыша. Как много им предстоит трудиться, чтобы стать умелыми. Как хорошо, когда рядом есть большие добрые ладони Взрослого, которые приласкают, помогут, возьмут, ладони Малыша в свои.

Пальчиковые игры (лексические темы)

Цель: развивать мелкую моторику рук в процессе выполнения пальчиковой гимнастики.

Овощи

Овощи

У Лариски – Две редиски. ( загибаем поочередно пальцы)

У Алёшки – Две картошки.

У Серёжки сорванца – Два зелёных огурца.

А у Вовки – Две морковки.

Да ещё у Петьки –Две хвостатых редьки.

Огород

Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.

Вырос у нас чеснок, указательный

Перец, томат, кабачок, средний

Тыква, капуста, картошка безымянный

Лук и немножко горошка. мизинец

Овощи мы собирали, мизинец

Ими друзей угощали, безымянный

Квасили, ели, солили, средний

С дачи домой увозили. указательный

Прощай же на год, большой палец левой руки

Наш друг – огород! большой палец правой руки.

Овощи

Раз, два, три, четыре, пять

Будем овощи считать.

Раз - капуста,

Два - лучок,

Три - румяный кабачок.

Четыре - свекла,

Репа - пять.

Все успели посчитать!

Капуста

Мы капусту рубим, (ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

Мы морковку трём, (трут ладони друг об друга).

Мы капусту солим, (указательный и средний палец трутся о большой).

Мы капусту жмём. (хватательные движения обеими руками).

Мы капусту нарубили, (ритмичные удары ребром ладоней по столу).

Перетёрли, (трут ладони друг об друга).

Посолили, (указательный и средний палец трутся о большой).

И набили плотно в кадку (удары обеими руками по столу).

Все теперь у нас в порядке (отряхивают руками).

С базара однажды хозяйка пришла…

С базара однажды хозяйка пришла, («шагаем» средним и указательным пальцем по столу)

С базара хозяйка домой принесла: (по очереди загибаем на руках пальцы)

Капусту,

Картошку,

Морковку

Свеклу,

Петрушку и горох.

Ох!.. (хлопок в ладоши)

 

Фрукты

Апельсин

Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки).

Много нас, (показывают 10 пальцев).

А он один. (показывают 1 палец).

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра (загибают по одному пальчику на каждую строчку).

А для волка – кожура (бросательные движения правой рукой).

Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди).

Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу).

Друзья – садоводы

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл. (ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз).

Указательный с порога

Указал ему дорогу. (отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»).

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки. (отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы).

Безымянный подбирает, (отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками).

А мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает! (отгибаем мизинчик).

Фруктовая ладошка

Этот пальчик - апельсин, Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.

Он, конечно, не один,

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.

Яблочко (русская народная потешка)

Катилось яблочко по огороду (Сложите руку в кулак и покрутите кулаком.)

И упало прямо в воду – Бульк! Уроните руку вниз.

Фрукты

Я у бабушки в деревне (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке).

Фрукты собираю (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке).

Груши, яблоки и сливы (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке).

С дерева срываю (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке).

Яблоко

Яблочко из сада (округляют ладони, пальцы касаются друг друга).

Ёж в нору принес («ёжик»-кулачок правой руки прижать к ладони левой)

Наливное, сладкое (округляют ладони, поворачивая их в стороны).

Ежихе преподнёс. («ёжик»).

Фрукты

Знают взрослые и дети: (сжимают и разжимают пальцы).

Много фруктов есть на свете!

Яблоки и апельсины, (загибают пальцы по одному, начиная с мизинца).

Абрикосы, мандарины,

И бананы, и гранаты

Витаминами богаты.

Компот

Будем мы варить компот – Фруктов нужно много.

Вот. (левую ладонь держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»).

Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному, начиная с большого)

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ (опять «варят» и «мешают»).

 

Деревья

Яблонька

У дороги яблонька стоит (руки сплести над головой, пальцы разжаты).

На ветке яблочко висит (сложить запястья вместе).

Сильно ветку я потряс (руки над головой, движения вперёд-назад).

Вот и яблочко у нас (ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко).

В сладко яблочко вопьюсь, ах, какой приятный вкус (соединить запястья, ладони развести).

Клён

За окном сосулька тает,

Ветер тучи рвёт в клочки. «Рвать» клочки,

Разжимает, разжимает разжимать кулачки,

Клён тугие кулачки.

Прислонился он к окошку. ладони вместе прижать к щеке

И, едва растает снег,

Мне зелёную ладошку протянуть ладошки вперед,

Клён протянет раньше всех. сжимать и разжимать кулачки.

Иголки

У сосны, пихты и ёлки (дети перекатывают в руках, массируя ладони)

Очень колкие иголки, массажный мячик)

Но ещё сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник! (подбрасывают мячик)

Ветер по лесу летал

Ветер по лесу летал (плавные движения ладонями)

Ветер листики считал (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (спокойно укладывают ладони на стол).

Осинка

Зябнет осинка, дрожит на ветру (раздвинув пальцы на руках, трясут руками).

Стынет на солнышке, мерзнет в жару (сжимают и разжимают пальцы рук).

Дайте осинке пальто и ботинки:

Надо согреться бедной осинке (соединяют пальцы рук вместе и дуют на них).

Деревья

На березе, на осине (сжимают и разжимают кулачки).

Догорели листья…

Дунул ветер, и рябина (разжимают кулачки и тихонько кладут ладони на стол).

Уронила кисти…

Дождик моет желтый луг (поглаживание кисти правой, затем левой руки).

Ржавый и шершавый

И земля вздыхает:- Уф!.. Отдохну, пожалуй… (спокойно положить руки на стол).

 

Грибы

«Этот пальчик в лес пошел…»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Ну а этот все поел,

От того и потолстел. (Массировать каждый пальчик по очереди).

Грибы

(на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).

Вылезли на кочке - мизинец

Мелкие грибочки: - безымянный

Грузди и горькушки, - средний

Рыжики, волнушки. - указательный

Даже маленький пенек - большой

Удивленья скрыть не мог. - большой

Выросли опята, - указательный

Скользкие маслята, - средний

Бледные поганки - безымянный

Встали на полянке. - мизинец

По грибы

В лес пойду я по грибы, (левую руку сжать в кулак, правую ладошку положить сверху)

Соберу боровики. (сжимать и разжимать кулачки)

Принесу я их домой. («домик»-соединить пальцы рук «крышей»)

Мама сварит суп грибной. (поочередно соединять пальцы с большим на обеих руках)

За грибами

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками (сжимают и разжимают кулачки).

Мы идем с лукошками,

Мы идем с корзинками («шагают» пальчиками по столу).

Прямо за опушкой вдруг

Нашли волнушки мы (загибают по очереди пальцы).

И пенек с опенками под рябинкой тонкою.

Крепкий подберезовик вырос под березою,

Красный подосиновик вырос под осиною.

Грибы

Раз, два, три, четыре, пять! (сжимают и разжимают пальцы).

Мы идем грибы искать (поочередно разгибают из кулачка по одному пальцу, с мизинца).

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

 

Перелётные птицы

Грачи

Мы лепили куличи. «Лепить пирожок»

Прилетели к нам грачи. «Помахать крыльями»

Первый грач испек пирог, Загибать пальчики по очереди на одной руке.

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальчики на другой руке.

Выходи грачей считать.

Журавли

- "До свиданья, до свиданья,

- Возвращайтесь поскорей!" -

- Провожаем, провожаем

- В путь-дорогу журавлей.

Машем ручкой вслед птицам.

Перелётные птицы.

Перелётные птицы

Снова осень наступает (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке)

Птицы гнезда покидают (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке)

В стаи собираются (сжать пальцы в «замок»)

До весны прощаются (по очереди соединять пальцы обеих рук)

Перелётные птицы

Птицы перелётные (дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз).

В стаи собираются (сжимают пальцы рук в кулаки).

В края тёплые летят (дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз).

До весны прощаются (двигают пальцами рук – «машут, прощаются»).

Стаи журавлиные (перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке).

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные,

Гусиные, утиные –

К югу все они летят,

Здесь замёрзнуть не хотят.

Как наступят холода –

Не найдется им еда.

 

Осень

Осень

Если листья пожелтели,

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Дождь холодный моросит,

(стучим пальцем)

Птицы к югу полетели,

(изображаем крылья)

Значит, осень к нам спешит.

(хлопаем в ладоши).

Осенние листья

Раз-два-три-четыре-пять-

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулаки).

Листья березы, листья рябины,

Листья осины, Листики дуба мы соберем,

(загибают в ритме каждой строчки по одному пальцу).

Маме осенний букет отнесем.

(сжимают и разжимают кулаки).

Осень

Осень, осень, - трём ладошки друг о друга

Приходи! – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, - трём ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щёки

Листья жёлтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно руки в разные стороны.

К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками.

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид.

И ботинки обуваем – постучать ногами.

Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам.

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь.

Ладушки ладошки

(выполняются движения по тексту стихотворения)

Мыли мылом ручки.

Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

 

Наварили кашки

Помешали ложкой.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

 

Строили ладошки

Домик для матрешки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

 

Курочке Пеструшке

Накрошили крошек.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

 

Хлопали ладошки

Танцевали ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

 

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

 

Прятки

(ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках)

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Отдохнём

- Наши пальчики просулись,

- Потянулись, потянулись…

- И встряхунлись (выполняем все эти движения)

- По ладошке побежали (по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот)

- Побежали, побежали,

- Поскакали, поскакали (выполнить эти движения)

- И устали. Сели отдыхать (потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени).

Человек

Человечек

Раз, два, три, четыре, пять (сжимают и разжимают пальцы)

Буду с мамой рисовать (круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)

Вот головка, вот животик (руками рисуют маленький и большой круг)

Ножки, ручки, глазки, ротик

И причёска из колечек (рисуют в воздухе колечки)

Получился человечек (развести руки в стороны)

Тело

Есть на пальцах наших ногти (указывают на упоминаемую часть тела)

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени. Есть спина,

Но она всего одна.

Голова

Есть у нас на голове (указывают на упоминаемую часть тела)

Уха два и мочки две.

Брови. Скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки. Нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот, что знаем мы с тобой!

 

Предметы гигиены

Ах вода, вода, вода! (ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук»)

Будем чистыми всегда!

Брызги-вправо, брызги –влево! (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду)

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)

Вытрем ручки очень быстро.

 

Одежда

Гномики - прачки

Жили-были в домике

Маленькие гномики (сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Микки (загибают пальчики, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять (разгибают пальчики, начиная с мизинца)

Стали гномики стирать (трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки,Пики – платочки,

Лики – штанишки,Чики – носочки.

Микки умница был, Всем водичку носил (загибают пальчики, начиная с большого)

Стирка

Раз, два, три, четыре, пять – (последовательно соединяют пальцы)

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки)

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем (кулачки имитируют стирку)

Рукавицы

Вяжет бабушка Лисица (Поочередно потереть пальцы)

Всем лисятам рукавицы (загибаем пальчики)

Для лисенка Саши,

Для лисички Маши,

Для лисенка Коли,

Для лисички Оли,

А маленькие рукавички

Для Наташеньки - лисички.

В рукавичках да-да-да!

Не замерзнем никогда! (потереть ладони друг о друга).

Стирка

Дети выполняют действия в соответствии со смыслом стихотворения.

Ох, испачкалась одежда,

Мы её не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам её спасти

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем,

Порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрём,

Постираем, прополощем,

Отожмём её, встряхнём.

А потом легко и ловко

Всю развесим на верёвках.

А пока одежда сушится

Мы попляшем и покружимся.

Это чья рубашка?

Это чья рубашка – (сжимают и разжимают пальцы)

Белые горошины? (складывают пальцы, образуя «горошину»)

Бабушка старалась, (движения, напоминающие шитье иглой)

Шила для Алешеньки.

Это чей сарафан (сжимают и разжимают пальцы)

С белыми ромашками?

Бабушка старалась («шьют» иголкой)

Шила для Наташеньки.

 

 

Одежда

В понедельник я кроила, (загибают по одному пальцу)

А во вторник – платье шила.

В среду – фартук вышивала,

А в четверг – белье стирала:

Все свои платочки

И братишкины носочки.

А в пятницу, субботу

Отдыхала от работы.

Рукавички

Рукавички новые (сжимают и разжимают пальцы рук)

Теплые, пуховые.

Мне их бабушка связала (делают движения, словно вяжут)

Подарила и сказала:

«Вот теперь у внучки (сжимают и разжимают пальцы рук)

Не озябнут ручки».

 

Обувь и головные уборы

Ботинки

Всюду, всюду мы вдвоём

Неразлучные идём.

(средний и указательный пальчики «шагают» по столу)

Мы гуляем по лугам,

По зелёным берегам,

Вниз по лестнице сбегаем,

Вдоль по улице шагаем,

После лезем под кровать,

(дети загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Будем там тихонько спать.

(укладывают ладони на стол)

Обувь

Посчитаем в первый раз (попеременные хлопки ладонями)

Сколько обуви у нас (удары кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки (на каждое название обуви)

Да ещё ботинки загибают по одному пальчику, начиная с большого).

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ