ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Задержка речевого развития - это отставание развития речи ребёнка от возрастной нормы. Это понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми раннего и среднего дошкольного возраста.

Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребёнка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам.

Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

Признаками задержки речевого развития:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)

  • отсутствие реакции на звук, речь у ребёнка в возрасте 1 года;

  • неактивные попытки повторения чужих слов у ребёнка в возрасте 1,5 лет;

  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);

  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;

  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;

  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребёнок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);

  • преимущественное использование ребёнком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Ребёнок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, отоларинголога, психиатра, психолога и логопеда.

Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

Неврологическая диагностика требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга.

Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости.

Логопедическое обследование включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребёнка.

Психологическая диагностика подразумевает оценку общего психического развития детей раннего возраста

Оценка психиатра необходима для того, чтобы отличить задержку речевого развития от общих нарушений развития: аутизма, элективного мутизма, олигофрении.

Прогноз и профилактика

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребёнком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребёнка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребёнок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребёнка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

Коррекционная помощь детям с задержкой речевого развития

Объём коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребёнка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребёнка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: приём ноотропных препаратов, масса транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлектосотерапия и другое.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторик, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

 

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ