РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. В дальнейшем, нарушение грамматического строя в устной речи у дошкольников влечёт за собой появление ошибок на письме.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра и эффективнее всего развивать грамматический строй речи играя. Игра учит ребёнка сотрудничать, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу. Для того чтобы помочь своему ребёнку освоить трудные нормы русского языка. Вы можете предложить ему различные языковые соревнования. Эти игры не требуют много времени, в них можно играть по дороге в садик.

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи

Догадайся, что это

Взрослый описывает какой-то предмет, называя как можно больше его признаков, ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. (Например: «Это фрукт, оно спелое, круглое, сладкое, румяное, сочное, из него варят компот, делают джем и варенье»). Постепенно нужно привлекать ребёнка к загадыванию таких загадок.

Скажи наоборот (игра с мячом)

Взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол, ребёнок должен назвать слово, противоположное по смыслу: добрый–злой, пришёл–ушёл, бросил–поймал, широкий–узкий.

Назови ласково

Вы говорите ребёнку: «Сегодня к нам пришёл невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло – ….».

Кто подберёт больше слов

Ребёнок должен назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы: Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку и т.д.) Что можно надеть на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т.д.) Что можно завязывать? (Шапку, шарф, шнурки, платок, бантик и т.д.)

Мой, моя, моё, мои

Игроки должны назвать предметы, про которые можно сказать «он мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка и т.д.); «она моя» (моя кукла, моя машина, моя сумка и т.д.)

Перестановка

Все члены семьи собираются вместе и решают сделать «перестановку». Каждый игрок рассказывает (можно и рисовать), где будет находиться тот или иной предмет мебели: телевизор на тумбочке в правом дальнем углу, слева от него–шкаф с книгами и т.д. Приветствуются любые варианты, даже не очень реализуемые, главное, чтобы предложения строились правильно.

Что в чём хранится?

Во время сервировки стола к ужину, мама просит ребёнка подать сахарницу, а затем задаёт вопрос: «Почему сахарницу так назвали»? Правильно. В ней хранится сахар. В чём хранятся конфеты, сухари, иголки? Постарайтесь вспомнить вместе с ребёнком как можно больше слов с суффиксом – ниц. Назовите слова, неподходящие под это правило (солонка, маслёнка и др.)

Варим варенье, делаем сок

Покупая в магазине продукты, выясните, какой бы сок хотел купить ваш малыш. Стоя в очереди, вспомните, из каких ягод и фруктов ещё делают соки и как они называются. Точно так же можно обговорить и названия джемов, варенья и даже каш.

Один-много

Взрослый называет один предмет, а ребёнок – много таких предметов. (Можно использовать мяч). Например: шар... (шары), комар... (комары), гриб... (грибы), шкаф... (шкафы)

Чего много?

Учимся усваивать образование существительных в родительном падеже множественного числа. Апельсин - много апельсинов; кукла - много кукол; гриб - много грибов; карандаш - много карандашей; ручка - много ручек.

Посчитай

Осваиваем на практике согласование существительных с числительными. Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов, и предлагается сосчитать их. Образец ответа: один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров. (Примерный речевой материал: гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо)

Подумай и скажи

Образовываем прилагательные от существительных. Предлагаем детям дать словами правильные определения. Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»). Примерный речевой материал: Если на улице очень холодно, то день ... . Если на улице шум, то улица ... . Если человеку сопутствует удача, то человек ... . Если у человека талант, то человек .... .

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ