РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

О правильном дыхании

Одна из причин возникновения речевых нарушений – неправильное дыхание. Слабые или толчкообразные вдохи и выдохи, нерациональное распределение воздуха ведут к тому, что ребёнок говорит то слишком громко, то слишком тихо, неразборчиво, «захлёбывается» словами, не проговаривает их целиком. Для коррекции проблем с дыханием в логопедии используют специальные комплексы упражнений – дыхательную гимнастику.

Что это за метод?

Дыхательной гимнастикой называют систему упражнений, которая включает перемежающиеся с задержками дыхания вдохи и выдохи определённой скорости, интенсивности, длительности. Её цель – укрепить дыхательные органы, насытить клетки организма кислородом, не допустить заболеваний, возникающих из-за гипоксии. Гимнастика также оказывает благотворное влияние на психику, успокаивает и расслабляет.

Логопеды применяют эту методику для формирования у детей правильного речевого дыхания, которое необходимо для нормального звукообразования. Без него невозможно поддерживать постоянную громкость речи, чётко соблюдать паузы, разговаривать плавно и с интонационной выразительностью.

Дыхательную гимнастику используют, прежде всего, в дошкольной логопедии. Постановка речевого дыхания в раннем возрасте создаёт базу для правильного развития, как звукопроизношения, так и речи в целом. Также в логопедии дыхательную гимнастику применяют для формирования диафрагмально-рёберного дыхания, коррекции заикания и других нарушений.

Дыхательные упражнения рекомендуется выполнять не дольше 5-7 минут. Поэтому на логопедических занятиях их удобно сочетать с другими методиками, например, артикуляционной гимнастикой, логоритмикой, логомассажем.

  • Пускание мыльных пузырей.

  • Вращение ветряных мельниц выдыхаемой струёй.

  • Поддувание бумажных фигурок таким образом, чтобы они не упали.

Примерные упражнения:

  • Сдувание с ладони комков ваты, бумаги.

  • Сдувание со стола комков ваты или бумаги, увеличивая расстояние.

  • Поддувание пушинок, пёрышек, кусочков ваты и воздуха.

  • Дутьё на полоски бумаги.

  • Задувание свечи на расстоянии.

  • Катание струёй выдыхаемого воздуха по столу карандашей, катушек.

  • Поддувание плавающих в воде пластмассовых игрушек, корабликов бумажных или сделанных из пенопласта.

Игровые упражнения

Пилка дров

Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

На морозе

Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие руки», плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

Листья шелестят

На полоски тонкой бумаги, вырезанной в виде листиков и прикреплённых к «ветке», по сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

Загнать мяч в ворота

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Следить, чтобы ребёнок не надувал щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Упражнение с дыхательным тренажёром

Тренажёр представляет собой изогнутую пластиковую трубочку с расширением на конце. На расширение укладывается шарик из пенопласта. Ребёнок выполняет упражнение стоя. Ребёнок берёт конец трубочки в рот, делает глубокий вдох и дует, не раздувая щёк, так, чтобы шарик поднимался вверх, но не падал.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ