НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Прежде всего, необходимо сказать, что понятие «нормы» весьма условно. Каждый ребёнок имеет собственный ритм развития, зависящий как от биологических предпосылок, так и от социального окружения. Однако в генетической памяти нервной системы каждого ребёнка заложены определенные ориентиры, которым следует большинство детей.

Родителей часто волнует вопрос: вовремя ли начал говорить малыш и правильно ли развивается его речь? И я всегда рада, что родители этим интересуются! Речь — важнейшая составляющая нервно-психического развития ребёнка и неразрывно связана с другими психическими процессами (память, внимание, воображение и особенно мышление).

Давайте посмотрим, как должна развиваться речь в норме

Уровень развития речи детей 1 - 2 года

1-2 года – согласные звуки [М, П, Б, К, Г, Т, Д, Н] и их мягкие варианты, появление согласных [Ль, Сь]. Ребёнок называет лица, предметы. Объединяет аморфные слова в простые фразы. В речи ребёнка появляются глаголы. Растёт активный словарь (60-80 слов), малыш использует до 3, 4 слов во фразе.

К 1,5 годам в активном словаре ребёнка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав, би- би» - это тоже слова!)

К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

Уровень развития речи детей в 3 года

Возраст с двух до трёх лет считается критическим в плане речевого развития и для ответа на вопрос «Всё ли хорошо с речью?»

Речь ребёнка с 2 – 3 лет.

Звукопроизношение. В речи ребёнка третьего года жизни должны появиться звуки [Сь], [Ль], [Й], а также, [Г], [Х], [К], [М], [П], [Б], [Н], [В], [Ф], [Д], [Т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков ещё далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ ещё недостаточно развита. Многие трудные звуки ребёнок заменяет более леёгкими для произношения. Так, шипящие звуки ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «цяйник» (чайник), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [Ч] ребёнок может произносить [Ть]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твёрдыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твёрдые свистящие- мягкими свистящими: «сянки» (санки), «зяйка» (зайка). Согласные [Р], [Рь], [Л] отсутствуют или заменяются звуками [Ль], [Й]: «ыба» (рыба), «гия» (гиря), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби), «мей» (мел).

Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребёнка: к 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребёнок всё чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с лёгкостью выполняет простые словесные поручения.

Фразовая речь. К 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное - появилась фраза (предложение). А вот предложения трёхлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»), постепенно их становится всё меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.

К 3 годам активный словарь составляет около 1000-1300 слов.

Уровень развития речи детей в 4 – 5 лет

Четвёртый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребёнка к языку.

Звукопроизношение.

Ребёнок четвёртого года жизни правильно произносит свистящие звуки [С], [З] и [Ц]. В этом возрасте он ещё не всегда может верно произнести шипящие звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] и часто заменяет их свистящими [С], [З], [Ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [Р], [Рь], [Л] малыш может заменять звуком [Ль], реже [Й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).

Слоговая структура слова. В некоторых словах ребёнок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.

Словарный запас. К четырём годам активный словарь ребёнка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов всё чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребёнок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, тёплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Грамматический строй речи ещё формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».

Фразовая речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребёнок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

Речевое развитие детей 5-6 лет

Развитие речи старших дошкольников - умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться чётко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха.

Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчётливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.

Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребёнок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Словарный запас. После пяти лет словарный запас растёт стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее, могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.

Связная речь. Ребёнок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развёрнутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА