УЧИМСЯ ГРАМОТЕ
Грамота – умение читать и писать, знание правил грамматики. (элементарные, начальные сведения, знания в какой-либо области).
Обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, то есть писать, и воссоздавать по буквам звуки, то есть читать.
Исходя из этого определения, считаю правильным в отношении детей дошкольного возраста использовать термин «подготовка к обучению грамоте».
Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
В каком возрасте лучше всего начинать обучение грамоте?
Ребёнок в возрасте 4–5 лет обладает особым «чутьём» к языку, которое в дальнейшем ослабевает. Важно уже с младшей группы выстраивать занятия с дошкольниками так, чтобы формировать их интуицию к правильно построенным конструкциям языка, вырабатывать чёткое произношение слов, повышать словарный запас. Кроме этого, обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации. Все эти аргументы говорят о необходимости такого обучения.
Задачи обучения грамоте:
-
знакомство детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;
-
деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове;
-
анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;
-
знакомство с понятием «предложение» и его словарным составом;
-
основы чтения и письма, составление слов с помощью разрезной азбуки.
Важно знать: знакомство детей со звуками происходит при выделении их непосредственно из живой речи. Сначала усваиваются гласные звуки [А, О, И, Э, У]. Задания усложняются постепенно. Звук определяется в односложных, двусложных, а затем в многосложных словах. Потом изучаются гласные я, ю, е, ё. И только после этого переходят к изучению согласных.
Для маленьких детей игровая составляющая занятий является важным аспектом. Ребёнка необходимо мотивировать для выполнения упражнений, увлечь интересной задачей.